Вифезда

Вифезда

Вифезда или «Овечьи купели» в Иерусалиме

Вифезда – или иначе «овечьи купели» — два водных резервуара (водоема). Они находятся в Иерусалиме. Упоминаются в Священном Писании как место, где Иисус Христос исцелил расслабленного.

Археологи датируют купели VIII веком до нашей эры. Точное место нахождения водоемов учеными не определено и есть несколько версий нахождения водоемов.

Располагалась Вифезда в древности около северной стены города, около Овечьих ворот. Недалеко от них располагался рынок животных. А через Овечьи ворота гнали жертвенных животных к Храму.

Первая версия:

Вифезда находится в мусульманской части Иерусалима недалеко от ворот святого Стефана, которые отождествляются с древними овечьими вратами. Сегодня рядом с ними имеется пересохший водоем правильной четырехугольной продолговатой формы. Местные арабы окрестили его «прудом израильским». У его западной стены виднеются остатки двух арок, которые могут быть как раз теми арками, которые упоминаются в Евангелии от Иоанна как «крытые ходы».

Вторая версия:

Вифезда – пруд у базилики святой Анны. Этот пруд во времена крестоносцев назывался «Овечьей купальней». Там тоже найдены следы пяти арок.

Опять же, согласно Евангелию, вода купальни считалась целебной.

«ангел Господень по временам входил в купальню и возмущал там воду, и кто первый входил в нее после  возмущения воды, тот чудесным образом выздоравливал, какой бы ни страдал болезнью». Около купальни лежал расслабленный мужчина, страдающий своей болезнью тридцать восемь лет и почти отчаявшийся исцелиться, так как некому было помочь ему опуститься  в купальню при очередном возмущении воды.

Иисус приказал ему: «возьми постель твою и иди». Мужчина послушался и  тотчас выздоровел, поднял постель свою и пошёл. Чудо было совершено в субботний день и, видя бывшего расслабленного, идущего со своей постелью, иудеи возмущенно говорили: «сегодня суббота; не должен ты носить постели», на что он отвечал — «Кто меня вылечил, Тот мне сказал: возьми постель твою и иди», но он не мог назвать, кто исцелил его. Позднее в храме его встретил Иисус Христос и сказал: «вот, ты исцелился; не совершай греха больше, иначе с тобою может случиться что-нибудь хуже». И тогда стало понятно, кто совершил исцеление в субботу. Иудеи стали «искать убить Его за то, что Он не только нарушал закон субботы, но и Своим Отцом называл Бога, сравнивая Себя с Богом».

Третья версия:

Это версия Марка Абрамовича – иудея, исследователя, целителя и писателя.

…у Овечьих ворот находился рынок по продаже жертвенных животных: он так и звался: «Овечий рынок». Люди здесь действительно толпились, но они ждали не исцеления в воде бассейна, а очереди к левитам, которые отмывали от грязи жертвенных животных, потому что грязных животных нельзя было вести в Храм. Народ в бассейн никогда не погружался, потому что для людей он был нечист! На самом деле, в Иерусалимском Храме ежедневно совершалась масса жертвоприношений. Каждый день в этом бассейне мыли огромное количество животных. Представьте себе, какая была в нём грязная вода! Поэтому этот бассейн никогда не являлся купальней. Что же касается евангельских строк о «возмущении вод Ангелом Господним», то это было совсем в другом месте города, на юго-западе, и связано это предание с источником Гихон.

Эти два водоема находятся в разных концах города и предназначены для совсем разных целей, и ни один из них не был купальней.

Вифезда – место одно, а такие интересные и разные про него версии. Где оно было и есть на самом деле – как говорится знает лишь сам Господь Бог.