История христианства

istorija hristianstva

История христианства

В последние сто лет до нашей эры усиливаются мессианские брожения среди евреев. В эти годы появляется обширная эсхалогическая литература, в которой центральное место занимает Иерусалим. По всей стране возникают различные мессианские секты и движения. Связано это было с тем, что греко-римская культура, наука и общественная жизнь уходили все дальше вперед, а евреи за этим не поспевали. Евреи, привязанные к своей земле и своей столице, казались римлянам аборигенами с дурацкими обычаями, и римляне несильно скрывали это свое мнение. Это было обидно. Выход, как всегда, искали в религии, но толковали ее совершенно по-разному, и сект действительно было много.

Лидером одной из таких сект был человек, известный в истории под именем Иисус Христос. Кроме множества евангелий, исторических свидетельств о нем не сильно много. Около 30 года нашей эры он совершает паломничество в Иерусалим на праздник Песах (Пасхи) и проповедует жителям города свое учение, позднее ставшее основой христианства. Согласно свидетельствам евангелистов, он был передан римлянам служителями Храма и казнен по приговору прокуратора Понтия Пилата. Христианство навсегда изменит облик Иерусалима и нашей планеты, но произойдет это лишь три века спустя. К восстанию против римлян Христос не призывал.

Далее история христианства складывалась следующим образом:

В 70 году нашей эры римляне практически стирают Иерусалим с лица земли. Они строят на развалинах свой город – Элию Капиталину. Они запрещают евреям собираться на молитву, делать обрезания, соблюдать еврейские праздники и изучать Тору. Это реакция римлян на действия течения зелотов и ряд иудейских восстаний.

После разрушения Второго храма, Иерусалима и самого Иудейского государства, еврейский народ и его религия оказались в страшной ситуации. По языческим понятиям того времени, национальный Бог евреев проиграл. Он не смог спасти страну от разрушения, нацию от истребления, и даже его собственный дом – Храм – от разрушения. Для рядового еврея это было началом конца света.

А зачатки христианства к этому времени существовали уже более ста лет. Для человеческой жизни это колоссальный срок, для новой религии это мгновение. Все сто лет ушли на первоначальные проповеди и создание собственного религиозного канона Святых писаний. Набирающее темп христианство предъявило свои права на Танах, который стало почитать своим Ветхим Заветом.

Для христиан в Иерусалиме были свои святыни, причем сразу несколько. Фактически, практически каждое место, тем или иным образом связанное с пребыванием в городе Иисуса Христа превратилось со временем в святыню. Все же, основными оказались место распятия Христа – Голгофа, и место его краткого земного упокоения – «Гроб Господень». Они, до тех пор, пока окончательно не скрылись под церковными постройками, представляли собой небольшие горки, расположенные напротив друг друга. Между ними находилась лощинка. Примерно в 44 году нашей эры – уже после евангельских событий – эта местность вошла в состав города после строительства очередной городской стены.

Римляне старались на совесть, стирая любую память об Иисусе Христе. Император Адриан сровнял лощину между Голгофой и гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил римский храм Юпитера. Фактически на этой платформе сегодня стоит церковь Гроба Господня. На Голгофе Адриан построил храм Венеры.

Но маленькая христианская община Иерусалима держалась. Христианство вообще подпольно развивалось и укреплялось. Число христиан из язычников росло. Благодаря новообращенным язычникам произошло полное очищение христианской церкви от элементов иудейства и ее окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Что это значит? Первые христиане считали себя сектой внутри иудаизма. Язычник, грек или римлянин, хотевший принять христианство, должен был сначала стать иудеем, сделать обрезание, а уж потом постичь христианские истины. Обрезание и другие законы иудаизма были отвергнуты.

Иерусалимская община обрела четкую структуру, от епископов до дьяконов. С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской церкви наступает новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего христианского мира.

С назначением епископом Александра начинается период  христианского духовного образования и всеобщего подъема. Значение этих людей для Иерусалима очень велико.  Именно они снова смогли поднять мировой статус Иерусалима.

Это касалось непосредственно и христианской истории. Интерес ведь мог сместиться к месту рождения Иисуса – Вифлеему, или к его родовому Назарету. Но именно благодаря им наиболее почитаемым стал город смерти и воскресения Иерусалим.

Гонения на христиан продолжались еще несколько десятков лет. Но вот на престол взошел император Константин и христианство окончательно восторжествовало.

В 326 году город посетила мать Константина Великого вдовствующая императрица Елена. Она приехала искать Крест господень и очистить Святые места от языческих капищ.

 

 

 

Прочитайте - это очень интересно: