Третьяковская галерея

Tret'jakovskaja galereja

Чтобы посетить, например, Новодевичий монастырь или осмотреть Красную площадь, вам придется потратить максимум половину дня, но, чтобы максимально полно осмотреть Третьяковскую галерею, придется ходить не один день.

Как возникла Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — это детище купца Павла Третьякова – страстного любителя живописи и покровителя художников. Он так сильно любил живопись, что специально заводил знакомства с живописцами и иногда заранее покупал еще не нарисованные картины. Художник Иван Репин был одним из лучших друзей Третьякова.

Когда особняк купца уже не вмещал купленные картины, Третьяков решил построить для них отдельное здание с фасадом в Лаврушинском переулке и разместить полотна в нем. Задумано – сделано, и спустя время меценат объявил об открытии галереи, что в то время было просто уникальным событием. Давняя мечта Третьякова сбылась.

Tret'jakovskaja galereja vnutri

Главный корпус музея и сегодня находится в этом здании. Перед смертью Павел Третьяков передал галерею в дар Москве и об этом сообщает надпись у главного входа. Видя убранство помещения и размеры коллекции картин, трудно поверить, что все это было создано трудом и усилиями одного человека.

Начинание Павла Третьякова было продолжено: музей все время развивался, увеличивалась его территория и коллекция пополнялась новыми картинами.

zal tret'jakovskoj galerei

И на сегодняшний день Третьяковская галерея это 62 прекрасных просторных зала. И обойти Третьяковскую галерею за один день просто не получится. Поэтому надо побывать хотя бы в главном корпусе и увидеть в живую полотна таких известных русских художников как Айвазовского, Крамского, Репина, Врубеля.

Третьяковская галерея: главные работы

Из 55 тысяч работ трудно выделить даже несколько главных, так как вкусы у всех разные. Но все-таки «изюминки» Третьяковской галереи — это, наверное,

«Явление Христа народу» руки А. Иванова

kartina «Javlenie Hrista narodu» A. Ivanova

Сюжет взят из первой главы Евангелия от Иоанна. Сам художник называл этот сюжет «всемирным», он рвался показать все человечество в решающий, судьбоносный момент. В центре полотна –Иоанн Креститель, крестящий народ в Иордане и указывающий на подходящего Иисуса. Слева от Иоанна расположилась группа апостолов –Иоанн Богослов, далее за ним Петр, потом Андрей Первозванный, а за спиной Андрея – «сомневающийся» Нафанаил. На первом плане картины – юноши и старцы – образы непрекращающегося круга жизни. В центре – богатый мужчина, отшатнувшийся от Христа, и бедный раб, о котором художник сказал: «Через привычное страдание появилась отрада». Справа –»ближайший к Христу», в котором мы узнаем Н.В.Гоголя. Странник с посохом, сидящий неподалеку от Иоанна – сам автор.

«Грачи прилетели» А. Саврасов

Grachi prileteli

Третьяковская галерея гордится этой картиной. Критики считают ее одной из жемчужин галереи. Картина создана по этюдам, написанным в Костромской губернии. Это общепризнанный лирический пейзаж. Этой работой живописец утверждал идею, что самое незатейливое, скромное явление в природе, полно красоты. Пейзаж представляет кусочек мира, где течет обычная, ясная и простая жизнь. Мир картины полон гармонии в своей обыденности, согрет теплом – дымок из трубы избы создает ощущение уюта. Художник И.Крамской, будучи в галерее и описывая потом свои впечатления от выставленных картин, говорил, что все пейзажи там – «это воды, деревья, воздух, а душа есть только в «Грачах».

«Неизвестная» И. Крамского

kartina «Neizvestnaja» I. Kramskogo

И сама героиня полотна, и его название — интрига. Изображена девушка, а скорее — молодая женщина в экипаже. За ее спиной в дымке виден Аничков дворец Санкт-Петербурга. Женщина не столько симпатична и обаятельна, сколько эффектна, просто «шикарна». Ее костюм, пошитый согласно моды тех времен, выдает, что она «дама полусвета». Недаром некоторые критики называют ее «кокотка в коляске» и «одно из исчадий больших городов». Художник обращает наше внимание на некоторый демонизм черт лица героини – яркие чувственные губы; черные глаза, подернутые поволокой; червленые и густые брови. Это тема о том, как красив порок. Она станет модной и популярной у последующей плеяды русских художников. Полотно написано необычайно просто, светло, ярко и раскованно; автор явно стремился блеснуть своим живописным талантом.

«Боярыня Морозова» В. Сурикова

kartina «Bojarynja Morozova» V. Surikova

Феодосия Морозова – старообрядчица, сподвижница протопопа Аввакума. Согласно истории, она примерно в 1670 скрытно постриглась в монахини, в 1671 была взята под стражу и в 1673 вывезена в Пафнутьев- Боровский монастырь, где ее извели голодом.

Картина повествует об одном из эпизодов церковного раскола XVII века. Изображен момент, когда Феодосию Морозову везут по Москве к месту заключения.

В центре полотна сама Морозова. Она вскинула руку и благословляет толпу старообрядческим двуперстием. Черное пятно ее одежды символизирует трагедию. Толпа разделилась: одни глумятся над Феодосией, другие – сочувствуют.

Рядом с боярыней – ее сестра Евдокия Урусова, которая согласно истории, разделила судьбу своей сестры раскольницы; в глубине картины – странник с чертами самого художника. Фигура странника написана под иконой Богоматери «Умиление». О живописце говорили, что в своей картине он показал «подлинную старину, словно он сам был ее современником, ее очевидцем».

Это полотно — одно из немногих украшений Третьяковской галереи.

«Иван Грозный и его сын» И. Репина

kartina «Ivan Groznyj i ego syn» I. Repina

Темой картины стал момент из жизни царя Ивана Грозного, когда он в гневе убивает своего сына Ивана. Репин специально указывает в названии картины точную дату, ведь замысел картины возник под воздействием современных художнику негативных событий – убийства Александра II в марте 1881 года и последовавших за этим казней террористов. Вся картина – необычайное психологическое напряжение. У царевича почти иконописно спокойное лицо. У царя Ивана — с выкатившимися обезумевшими глазами, в брызгах крови. Вообще красный цвет преобладает в картине, он везде – от розового на рубахе сына до насыщенного бордового на заднем плане. Живописное напряжение картины уникально для своего времени.

Третьяковская галерея — уникальнейшее собрание картин, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства и ее двери гостеприимно распахнуты для всех желающих.