Иерусалим

Сколько бы раз человек не приезжал в Иерусалим, этот вечный как мир город каждый раз нов и неповторим.

Городу не меньше шести тысяч лет и археологи насчитывают в нем 21 (!) культурный слой, история его сложна и богата событиями.

Иерусалим не только столица и политический центр государства, но и центр мира. Сердцем города и единой достопримечательностью однозначно является старый город. Он по площади занимает примерно один квадратный километр и на его изучение не хватит и всей жизни.

Иерусалим сегодня

Старый город окружают крепостные стены, которые строились еще при царе Ироде и перестраивались при Сулеймане Великолепном (16 век). В крепостной стене на сегодня сохранилось 8 ворот и каждые из них имеют свою историю и свое название. Самые знаменательные из них – Золотые ворота замурованы со времен Сулеймана. Существует легенда, объясняющая это. Согласно ей, мусульмане, таким образом, хотели преградить дорогу еврейскому Машиаху (Спасителю и Мессии), который именно через них должен войти в святой Йерушалаим, воскресив к вечной жизни праведников и ввергнув в ад грешников.

Йерушалаим – сердце веры христиан и иудеев, святой город для мусульман.

Здесь находится Стена Плача – главнейшая святыня иудеев и Храм Гроба Господня – сердце и душа христианского мира.

С благоговением и трепетом иудеи посещают Храмовую гору, гробницу царя Давида на горе Сион, иудейский квартал, синагоги Бен Заккай и Рамбам.

Христиане всего мира устремляются в христианский квартал, который занимает северо-западную часть крепости. Здесь в разное время построено помимо храма Гроба Господня еще более чем 40 храмов, принадлежащих разным христианским конфессиям.

Крестный путь, комната тайной Вечери, церкви армян, коптов, сирийцев, францисканцев и католиков – всех значимых мест православия просто не перечесть.

Немало святынь и за пределами старого города. Это и Гефсиманский сад внутри которого построен храм Марии Магдалины, и храм Всех Наций, храм Успения Девы Марии (Дормицион), католический монастырь Креста (по легенде построенный на месте, где росло дерево, из которого в последствии был сбит крест Распятия).

Храмовая гора – святыня мусульман. На ней величественно красуется мечеть аль-Акса, или иначе мечеть Омара (ее построили при  халифе Омаре) — третья по значимости святыня мусульман. Рядом с ней сияет золотом купол мечети Купол Скалы. Она реально сияет золотом, так как на купол  ушло 70(!) кг чистого золота. Мечеть по легенде построена над камнем, с которого началось сотворение мира, и с которого вознесся на белом коне в небо пророк Мухаммед. Мечеть датируется 7 веком и является шедевром раннеисламской архитектуры.

Культурных и исторических достопримечательностей в Иерусалиме не перечесть. И не все они именно религиозные. В городе прекрасные музеи, парки, современные культурные центры. Золотой город, как и тысячи лет назад сияет под голубым небом и соединяет в себе эпохи и религии, настоящее и прошлое.

Иерусалим в прошлом

Йерушалаим (Иерусалим) – один из древнейших городов на земле. Самые ранние упоминания о нем относятся к третьему тысячелетию до нашей эры и встречаются в клинописных письменах, обнаруженных в Сирии при раскопках города Эбла. Встречается он и в древнеегипетских записях под именем Рушалимум. В Торе он называется Шалем и озвучивается имя царя города – Мелкицедек.

Племена евреев появляются на ханаанских землях примерно в 13 веке до нашей эры. Поселение, стоявшее на месте будущей столицы иудейского царства, тогда называлось Иевус и являлось собственностью ханаанского племени иевусеев.

Царь Давид захватил город иевусеев, назвал его Йерушалаим и сделал столицей молодого еврейского государства. Город того времени был невелик и располагался на склоне горы Мориа. Эта гора упоминается в Священной Торе и Библии как место, где Авраам собирался принести в жертву Господу своего сына Исаака, и уже тогда она являлась священным местом для иудеев.

После смерти Давида, его сын Соломон построил на этой горе Первый Храм иудеев, в котором хранился Ковчег Завета с написанными на скрижалях заповедями. Храм стал единственным местом, где народ приносил жертвы и молился. Город приобрел религиозную значимость и благодаря этому город начал быстро расти и развиваться, ведь в него устремился на праздники весь иудейский народ.

После смерти Соломона его дети начали бороться за власть, и царство распалось на два царства: Израиль и Иудею. В дальнейшем Израиль был уничтожен ассирийцами в 723 году до нашей эры. А Иудея выстояла под натиском врагов. И Иерусалим выстоял благодаря тому, что к тому времени он был надежно укреплен и имел серьезную систему подземного водоснабжения. Так что ассирийские войска под командованием царя Санхерива отступили «не солоно хлебавши».

Проходит еще некоторое время и на Ближнем Востоке расцветает империя Вавилона. Вавилоняне были серьезным и сильным противником и сумели поработить иудеев. Вавилонский царь Навуходоносор уничтожил Первый Храм и разрушил весь Иерусалим. Евреи были обращены в рабство и уведены в Вавилон. Произошло это в 586 году до нашей эры и эти страницы истории стали черными для еврейского народа.

Прошло время и Вавилонскую империю сменила Персидская. Персидский царь Кир отпустил евреев и они, вернувшись в Иудею, восстановили храм. Он вошел в историю под названием Второго Храма. Внутреннее убранство святыни также было восстановлено, но главная святыня – Скрижали Завета – были утрачены навсегда.

Наступил период относительно мирного существования жизни города, который длился примерно двести лет. Потом опять завоевание – Александром Македонским. После смерти Македонского Иерусалим оказывается под влиянием Египта. Династия Птолемеев, стоящая тогда во главе Египта, дает городу относительную свободу и опять приходит столетний благополучный период в жизни города. И именно в этот период, благодаря установившимся тесным связям с прогрессивной Александрией, происходит перевод еврейских священных писаний с идиша на греческий язык. Рождается Септуагинта (Перевод семидесяти толковников – Ветхий Завет).

Далее Иерусалим покоряют сирийцы. Сирийский царь Антиох Четвертый пытается силой навязать иудейскому народу греческую культуру и греческий язык, запрещает народные обычаи. Вспыхивает волна народного возмущения и в итоге Антиох в наказание за ропот недовольства вводит в город войска, приказывает Храм разграбить и сделать святилищем Зевса, а городские стены разрушить.

Все это провоцирует восстание, вошедшее в историю как восстание Маккавеев.

Следующие сто лет Иерусалим – столица самостоятельного иудейского государства. Город потихоньку отстраивается, снова в нем возрождаются ремесла и торговля.

077b211833add028716b0dd01fe6785b

Но в 64 году до нашей эры, умно использовав междоусобицу, Иерусалим снова захватывают римляне во главе с Помпеем. Евреи на время отбивают город, но он все равно возвращается под власть Римской империи. Наместником города становится Ирод, прозванный впоследствии Великим. Ирод оставляет неизгладимый след в истории города. Он разворачивает грандиозное строительство, перестраивает Храм. Иерусалим при Ироде Великом становится самым влиятельным и красивым городом на Востоке. В городе появляется Синедрион – высший религиозный совет и суд народа. Население неукоснительно растет.

В первом веке нашей эры вспыхивает Иудейская война как следствие недовольства евреев римской властью. Но силы неравны и через полгода Иерусалим не выдерживает осады, многие жители погибают, многие попадают в плен и уводятся в рабство. Второй Храм разграбляется и разрушается.

Через полвека на его развалинах римляне начинают строительство нового города – Элии Капитолины. Но евреи опять возвращают себе город, правда, опять же ненадолго.

В этот период в городе появляются первые христиане. Возникает их община. В 324 году Иерусалим находится под властью римского императора Константина, принявшего христианство. Он узаконивает христианство как религию и вместе со своей матерью царицей Еленой строит Храм Гроба Господня и другие Святыни.

С 638 года Иерусалим захватывают мусульмане с халифом Омар ибн аль-Хаттабом во главе, и наступает многовековая мусульманская эпоха.

Стена Плача

Стена Плача – это останки древней стены, сохранившейся и дошедшей до наших дней после того как римляне разрушили иерусалимский иудейский Храм. Это самая главная святыня иудейской веры.

Окунемся в древнюю историю

В первом веке до нашей эры иудейский царь Ирод задумал и претворил в жизнь грандиозный план восстановления Храма, построенного еще Соломоном, мечтая добиться народной любви и надеясь исправить повреждения, которые Храм получил в ходе войны. Долгое время шли приготовления к реконструкции. Так как во внутренние помещения Святилища имели право входить только священники, Ирод приказал целую тысячу священнослужителей обучить строительным ремеслам.

После долгой подготовки, наконец, приступили к работам. Они длились целых девять с половиной лет. Ирод Великий умер, но и после его смерти велись работы по внутренней отделке храма. И за шесть лет до его очередного разрушения храм был восстановлен.

Земляную насыпь тогда серьезно укрепили, и площадь Храмовой горы в результате была увеличена почти втрое. Огромные хорошо обтесанные каменные блоки были ювелирно сложены без скрепляющего раствора. И вот эти останки опорной западной стены и есть дошедшая до нас Стена Плача.

Верх Стены, сложенный из камней помельче, был доложен позднее. Во времена Ирода опорные стены Храмовой горы достигали тридцати метров, высоко возносясь над улочками города. Но к 19 веку на поверхность выходило лишь пять рядов кладки – остальные были скрыты вековыми наносами земли.

Реконструкцией Храма царь Ирод расположения еврейского народа не добился. Но Храмовая гора стала настоящим духовным сердцем и центром жизни народа. Тут, у стен Храма, велись разговоры, заключались торговые сделки, обсуждались волнующие иудеев общественные вопросы.

В 66 году нашей эры разразилась Первая Иудейская война. В Храме  прекратили совершать жертвоприношения во здравие римского императора. Римские легионы под предводительством Тита подошли к Иерусалиму и осадили его. Пять месяцев длилась осада. В итоге город пал и 9 августа 70 года нашей эры вспыхнул Храм. Сначала огонь охватил Храмовые ворота, а затем запылал и весь храм. Пожар продолжался десять дней. Римляне с жестокой радостью разграбили Храм, уничтожили то, что уцелело после пожара и даже распахали Храмовую гору. В ходе кровавой бойни погибло более миллиона человек. Около ста тысяч иудеев было взято в римский плен.

А затем наступили долгие времена мусульманского владычества.

Лишь в 1967 году Стена Плача, как и весь Иерусалим, вернулась еврейскому народу, когда была отвоевана в ходе Шестидневной войны. Вплотную подходивший к Священной Стене мусульманский квартал Муграби был снесен. На его месте теперь площадь, облегчающая верующим доступ к святыне.

К Стене Плача может подойти любой человек. Существует традиция вкладывать в Стену записочки с просьбами к Всевышнему. Ведь считается, что тут у Стены до Господа самое близкое расстояние.

Мусульманские политические и религиозные деятели не признают  права евреев на эту реликвию. Они пытаются доказать, что она – часть мечети аль-Акса и поэтому собственность мусульман. И эти споры и разногласия, разумеется, не помогают наладить мирные отношения между арабским мусульманским миром и Израилем.

Иерусалим — Святой Город

Добавить комментарий